Copyright © 2017 by "Alexandr Golubnichenko"
Мои работы:
Видео:
Your Business Website
Your Company Slogan Here ...
   Уже много столетий людей беспокоят вопросы влияния цвета на состояние психики. Сначала все происходило спонтанно, по наитию. Человек смотрел на голубое небо, на зелень лесов, на черноту вспаханной земли, на воду, на огонь. Все это вызывало в нем возвышенные чувства, и тоску, и тревогу, и необъяснимое состояние счастья. Весенние цветы волнуют сердце, хочется петь, любить, страдать. Нежные дрожащие нарциссы своими желтыми и белыми цветами являют чувство первородности. Алые тюльпаны тяжелыми бутонами рождают мистическую радость И вся эта какофония цвета влияет на нас различным образом.
   С древности человек начал окрашивать свои жилища. Гамма цвета была различной. Все зависело от национальности, и от места жительства и от характера назначения построек. Человек бессознательно находил правильные решения, и они со временем становились аксиономичными. Например, белый цвет у европейцев был возвышенным, благородным, а у мусульман - цвет смерти, священный. Черный цвет у европейцев - цвет траура, а у японцев - радости и утонченности. Красный цвет у всех народов и во всех религиях был возбуждающим. Войны окрашивали свои одежды и доспехи этим цветом. Викинги красили красным внутренние стороны своих драккаров , что вызывало в них мужество и необузданную ярость.
    Средневековье узаконило древнее наблюдение в геральдических знаках: красный и багровый оттенки герба означали отвагу и мужество, лазурь - доброту и величие, пурпур - могущество и силу. В древнем Египте фиолетовый был цветом бесконечности, вечности. На Руси, например, гамма Белозерских иконостасов голубая  с зеленым. Дионисий писал иконы сообразно с природой окружающей его. Леса, тайга вместе с бездонным, голубым небом создает меланхолию. В свою очередь, меланхолия - глубочайшее размышление о бытие, о боге. Писались в этом ключе не только иконы, а и трактаты превосходного стиля. Находясь на этюдах в Новгороде Великом, я был поражен гаммой икон Софийского собора. Красно - черно - золотые иконостасы навевали чувство, что это и есть древняя Русь. Великий Новгород - единственный не разграбленный и не сожженный город древности. Поэтому артефакты живописи сохранились. Как-то, находясь на службе в одном из соборов, был поражен  сочетанием цветовых гамм иконостаса и церковного песнопения. Через 15 минут службы возникло такое состояние, что если бы вошел древний князь в латах , с мечем, то никто даже не удивился бы. Меня поразил  на многие года тот факт, что повально у людей города были голубовато - зеленые глаза. И это было так красиво, поэтично и загадочно. У нас на Дону это невозможно из-за беспорядочных мутаций. Влияние голубовато-зеленого цвета на психику людей очевидно. Находясь на острове Валаам, где все окутано этой гаммой, я увидел ,какой депрессии подвергается население. Народ повально пьяный, с безразличием в глазах. Потом я узнал название этому явлению - «зеленая болезнь». Когда вокруг тебя исполинские голубовато-зеленые сосны и ели, а над тобой голубое небо. Все цвета яркие, ибо даже летом на Валааме холодно, и воздух прозрачен. Через две недели наша группа взвыла от тоски. Окружающие красоты уже не воспринимались - депрессия. Мы уехали на Онежское озеро, и все изменилось. Серебристо-золотистая гамма настроила нас на мажорный лад. Опять хотелось работать, петь, веселиться. Кижи нас встречали уже просветленными, все дело было в цвете. На серебристых тонах взгляд отдыхает. Подсознание, хотим мы этого, или не хотим, после воздействия на него цветом - командует нашим состоянием. Тогда на острове у меня и зародилась идея использования этого явления. Идея открывала огромные возможности в искусстве, медицине, архитектуре. Но об этом позже, немного истории.
   Наполеон посылал свои корабли в Индию за полишинелем, чтобы окрасить галуны своих солдат ярко красным цветом. Когда из двух посланных кораблей один не вернулся, император прекратил задуманную компанию. Ибо считал, что его воины психологически будут не готовы. Один из ярких примеров влияния цвета на психику - это история лондонского моста Блокфрай, который долго был выкрашен в черный цвет и славился огромным количеством самоубийц, был любимым местом покончить счеты с жизнью. Логично рассудив, что мрачный цвет моста мог являться толчком, его взяли и перекрасили в зеленый цвет. Число самоубийств сократилось на треть
    Над теорией цвета размышлял Гете. Он говорил: «Цвета действуют на душу, они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысли, которые нас успокаивают или волнуют . Они печалят или радуют»
    Великий мечтатель психологии Бехтерев проводил с цветом опыты. Например, в палате с красными стенами глубокий меланхолик веселел, улыбался и после долгого перерыва впервые сам попросил есть. 
    В синей комнате - успокоился буйный маньяк. Психиатр пришел к выводу, что красный цвет повышает давление и ритм дыхания , желтый улучшает настроение при неврозах, зеленый снижает глазное давление, успокаивает истериков и помогает при нервных утомлениях, голубой замедляет пульс и выравнивает дыхание, коричневый усыпляет и подавляет. Бехтерев мечтал о больницах, где будут лечить стены, даже разрабатывал проекты таких разноцветных палат. Но химия принесла быстрые результаты. Таблетки и другие препараты вытеснили блестящую идею цветолечения. Но это временно. Наша медицина опомнится и вернется ,несомненно к такому достижению. Японские специалисты уже полным ходом занимаются влиянием цвета на психику и на растения. В огородном луке, выращенном при красном освещении, резко возросло количество углеводов, при освещении синем -  белков. В зеленом цвете задержалось цветение. Оттенки спектра влияют на обмен веществ. Можно представить себе, когда без всяких гербицидов и пестицидов получаются растения с нужными характеристиками. Ворота в мир подсознания едва приоткрыты, таящиеся там возможности нами даже не могут быть осознаны в силу слабого развития человечества. Но путь открытый, есть неодолимое желание шагнуть за эту дверь.
   После поездки на Валаам ко мне пришло озарение. Валаам, хотя мы и атеисты в 3х поколениях - святая земля, заставляющая нас взглянуть на мир шире и глубже, и в других измерениях. Не зря на острове проходил обряд «испытание темнотой». Когда с человека сбривали все волосы на теле и замуровывали в скалу, где человек ничего не слышал и не видел. Еду подавали по специальному отверстию. Камера была такая, что можно было только лежать и стоять. Наш стоик - монах просидел 15 лет и вышел просветленным.Потом многие годы был величайшим настоятелем Валаамского монастыря. Хотя я долгое время считал, что испытание темнотой проводилось только в Тибете. Но там люди сидели максимум 3 года, а здесь 15. До сих пор считается, что находясь в ограниченном пространстве 9 месяцев, человек начинает сходить с ума. Только с годами пришло понимание - что общение с богом (подсознанием) без влияния внешних факторов - прямой путь к знаниям.
В работе с цветом я пошел другим путем. Чтобы влияние на психику сделать более утонченным, начал работать над сочетанием двух цветов. Это сложнее, но более эффективно. Дело в том, что человек при разных своих состояниях - дышит по-своему. При радости  синусоида дыхания одна, при грусти, страхе, гневе - другая. Пришла идея в разделении двух цветов, используя синусоиду задуманного состояния. Были проведены тысячи опытов, и они показали состоятельность этой идеи. Человеческий мозг через анализаторы глаз сканирует виденное и выдает определенное состояние, как ответную реакцию на раздражитель. Лучше всего глаз читает плоские изображения. Он меньше утомляется и быстрее считывает информацию. Доходчивость плоского изображения ярко проявилась в русских иконах особенно Рублева, Феофана Грека и других художников средневековья. Это был расцвет культуры изображения, мастера спонтанно пришли к такому решению. Почему эти иконы легко проникали в душу человека, в его подсознание? Была наивысшая стадия читабельности. Замечу, как только появилась воздушная перспектива, исчезла живопись. Для мозга сложно сканировать рваное пространство. Это отвлекает его от главных задач, поставленных в изображаемом. Любой обман подсознания не приносит дивидендов. Мозг начинает отторгать суррогатное, в виденном, и нас перестают трогать чудеса воздушной перспективы. Эта перспектива как раз и привела к упадку наше искусство, которое зиждилось на вековых традициях. Известный французский художник Матисс говорил: «Мы учимся на ваших древних иконах, которые бесценны, а вы почему-то едете к нам и перенимаете себе то, что мы взяли у вас». Это высказывание стоит дорогого и заставляет задуматься. Нет пророков в своем отечестве. Вернемся же к нашей теме.
    Когда результаты исследований дали эффект, то встал вопрос, где это можно применить. Первое - в медицине, второе - в живописи. Быстро был разработан проект здания для коррекции состояния человека. Оно включало несколько комнат, каждая для своего состояния. Каждый человек может получить психологическую помощь, и для этого не надо больших затрат и медикаментов. Например, у человека депрессия. Он входит в комнату с определенной окраской стен. Там стол и стул - больше ничего нет, можно напиток. Цветовая гамма интерьера начинает работать. В подсознании посетителя зарождается задуманное состояние. Он начинает улыбаться и у него поднимается тонус настроения. Для всего этого посетителю не надо прикладывать никаких усилий. Человеку надо идти на свидание с девушкой, а у него настроения нет, испорчено на работе. Для него сеанс психотерапии настроенный на романтичное любовное состояние как раз подходит. Искусственности счастья здесь нет, просто происходит коррекция. Когда я обратился к властям города Ростова на Дону с идеей создания паркового комплекса цветотерапии , то получил неожиданный ответ. Один из секретарей обкома (тогда это была величина) испуганно ознакомился с материалами и заявил: «Вы ко мне не приходили, и я вас не видел. Советую прекратить подобные исследования, пока вами не заинтересовались органы безопасности». Это был первый мой урок общения с властями. Как молодой максималист, я толком ничего не понял, почему такая реакция?! Позже, когда я поехал в только что строящийся Волгодонск с надеждой на новые идеи и решения, то получил исчерпывающие ответы. Администрация города также испугалась этого проекта. Ваш проект - бомба, неизвестно когда взорвущаяся. Насилие над личностью вам не простят. Когда работали с ядерной реакцией - хотели дать энергию людям, а вышла атомная бомба. Представьте себе - если вашими методами воспользуются спецслужбы или еще кто. Это могут быть и пытки цветом, настраивание масс на страх, гнев, в общем, на хаос.
    Друзья советовали уехать на запад и воплотить эту идею. Но русская ментальность такова - пусть будет плохо, зато на Родине.
   Желание похерить метод окружающими вызвало во мне обратную реакцию. Решил, что есть более лояльный способ выйти из положения - это живопись. Она предполагает разные оттенки состояний и неограниченные способы их достижения.
   Метод был применен в работе с фонами. Глаза, глядя на картину, считывают непроизвольно всю информацию, какая есть. Подсознание ее сортирует и отвечает реакцией. Заложенный в картине знак,    вызывает, задуманное художником, состояние, желает этого или не желает зритель. То есть не зритель смотрит на картину, а она всматривается в него. Она становится частью его психического я. Вообще о кухне своего творчества основная часть художников умалчивает. Некоторые держат все, что можно в секрете, а другим просто нечего сказать. Мое мнение таково - чем больше людей будет знать эти тонкости, тем дальше они пойдут после нас. Прогресс остановить нельзя, а стимулировать можно и нужно.
    Одна из первых картин, где был применен этот метод « Девушка со спичкой», написанная в 1982 году. На энкаустической основе изображена обнаженная. Она окутана гривой волос, которые создают ауру микрокосмоса. Мистической связью с внешним миром является вытянутая за грани микрокосмоса рука с зажженной спичкой. Внутреннее состояние раздумий стимулирует находящаяся на фоне линия раздела двух цветов. Глаз зрителя сканирует непроизвольно ее, и у него возникает определенный ритм дыхания. Дыхание стимулирует подкорку. И мир восприятия каждого получает информацию, задуманную художником.
    Потом была написана целая серия. Одна из картин «Сад поцелуев». Мы видим аллегорические деревья, которые празднуют весну. Они символы людей, их страсти. На бегущей вибрирующей поверхности земли лежат поцелуи. Все это в перспективе сходится на двух влюбленных сидящих на лавочке, на окраине всей композиции. Они вроде бы  в стороне, но они главные, все стекается к ним. На фоне неба и символа леса бежит радостная линия, зажигающая настроение холста изображения.
    Картина «Ночное купание» была написана в 2004 году. Глубокой ночью на Дону купаются двое. Он ласкает ее грудь. Она прижалась к нему. Мы всматриваемся и видим, что это не женщина, а вода, небо - стихия. В тишине ночи на заднем плане волнистые берега и лес. Но не все так просто. Глаз считывая линию раздела двух цветов, вызывает состояние покоя, тишины, интимности происходящего. Марево мазков помогает зрителю войти в происходящее. Это получается помимо их воли и понимания. Уровень культуры восприятия уже не имеет значения. Подсознание все равно реагирует на виденное и переживает и запоминает. Когда общаешься с тонким миром, когда приоткрываешь туда дверь, то приходит потрясение от возможностей, которые перед тобой.
    В картине «Любовь с океаном» изображена женщина. Она сидит на берегу. Набегающий прилив входит в нее со своей энергией. Он наполняет ее сексуальным наслаждением. Природа и человек. Их общение на таком уровне показывает, что мы одно целое. Мы не можем жить отдельно. На фоне - линия радости - линия, генерирующая особенное сексуальное дыхание. Цвета подсказывают подсознанию зрителя задуманное состояние. Мое мнение, что со временем  искусство неизбежно перейдет в лаконичность, когда нагромождения изображений будет бессмысленно. Ибо, когда работает подсознание, то отпадает необходимость в этом. Мне импонируют работы Василия Кандинского. Понятно, почему даже основная масса художников не понимает его. Он сделал вперед такой шаг, что за ним не поспевают. Психология отставших такова: если я не понимаю, значит это плохие произведения. А нет бы  разобраться в себе самом.
     Следующая работа - «Страх познания». Она состоит из классического отношения цветов и линии. Страх - нормальное состояние человека, он охраняет, бережет его. Идея заглянуть в физиологию страха совпала с концепцией - что любое познание проходит через это чувство. Ибо постижение нового неизведанного создает различные градации его. Первое прикосновение к предмету любви - необычайно красивый страх. Первый поцелуй, когда сердце готово выскочить из груди, когда человек и бледнеет и потеет, у него трясется все тело, что уж говорить о его сознании. Первый половой акт - взрыв страха. Хотя следствие всех этих эмоций чаще всего доставляет огромное удовольствие. Человек проник в тайну атома - создал бомбу. Ничего не знал, что будет после взрыва. Может быть, конец света, может бесконтрольное деление атома взорвет всю вселенную? Страх необычайный, но человек стремится к познанию - а что там за гранью? Градации этого чувства также бесконечны, как градации и других.
    В страхе у человека амплитуда дыхания мелкая и частая. Глаза сканируют подобную линию и несут организму такую же реакцию. Гамма черно-оранжевых цветов помогает созданию состояния.
     Следующая картина этого характера «Сон перед Афганом». За несколько дней перед этой войной мне приснился сон. Передо мною мост, на котором стоит архангел с опущенными крыльями. Вдали в мареве розовато-феалетовато-серебристых цветов плывет буксирчик. Я стою на ржавой барже и смотрю в даль . Из под моста плывут черные гробы, их много и вода под ними не вода, а тошнотворная кровь. Началась война, и гробы повезли в страну. Когда это случилось, я тут же сделал эскиз, просто на память. Потом, когда пришло осмысление - это стало работой. На картине - все как во сне, только упорядочена форма леса и холмов вдали. Линия их является четко созданной графемой дыхания для психофизики этого сюжета.
     Я уже много лет работаю со снами. Что интересно, там чаще всего хаоса нет. Бывают даже сны со сложившейся архитектоникой композиции. Поэтому, если сон интересен, то его претворение в работу  дело техники.
      Думаю, что пройдут времена, и мы со своими знаниями, наивными и темными, предстанем последующим поколениям. Но это все в далеком будущем и у нас есть над чем работать, ибо будущего не бывает без прошлого. Не будем нарушать эту цепь событий - мы звено. Хотелось бы, чтобы открытие гармонии сочетаний цветов и линии принесло кому-нибудь пользу. Это может быть не только искусство, но и медицина, архитектура и другое.  В добрый час! Умы.
АРХИТЕКТОНИКА СОСТОЯНИЯ