Copyright © 2017 by "Alexandr Golubnichenko"
     Родился я на Дону в Ростовской области  в 1954 году. Это был маленький рабочий поселок  Северный, с бараками , с бесконвойниками , с пьяными драками.
Когда мне исполнился год, мы переехали в поселок Южный, который мало отличался от прежнего. Жили в абсолютной нищете...
Мои работы:
Видео:
Your Business Website
Your Company Slogan Here ...
ПЛАСТИКА МЫСЛИ
     У моей мамы, Ольги Филипповны, были явные художественные способности, но война и тяжелое материальное положение не дали развиться им. Ее брат живший в г. Морозовске тоже художник - писал батальные сцены.
Закончив школу, сомнений куда поступать не было, ибо детство прошло в материнских холстах и красках. В 1972 году поступил на художественно - графический факультет РГПИ в г. Ростове на Дону. Это был новый факультет, и хотелось попробовать неизвестного. На первом курсе было бешенное увлечение живописью, и мир казался полицветен с бесконечными возможностями. Особенно окрыляла французская живопись - Сезанн, Писсарро, Мане, Дерен и другие. На фоне серости и мрачности колорита  советских художников с их лозунгами « Даешь!», « Давай!» - это было солнце, радуга, воздух и свет. Конечно руководство факультета стремилось пообрезать крылышки. «Нам такие художники не нужны, нам нужен соцреализм». Как-то сразу стало ясно, что это болото и полный урбанизм.
     Несмотря на все это я писал так, как считал нужным, за что был постоянно на грани выдворения из института. Но мое кредо до сих пор - честность перед собой и искусством. Никакое материальное благо этого не заменит.
     В моей жизни в институте оставили глубокий след два преподавателя. Это Ломоносов Рюрик Григорьевич   - по основам технологии живописи и Елена Константиновна Попова по истории искусства. Их безупречная порядочность и преданность делу была примером. Стало ясно - чтобы не происходило в социальной части общества  - честность это главный критерий
     За годы учебы было написано невероятное количество этюдов. Этюды - способ потрогать природу руками. Общение с природой - главное в развитии и становлении художника. Первая поездка в Карелию на остров Валаам было первым общением с чистой красотой. Природа во всем своем величии раскрывала объятия для души. Пришли первые изотерические знания прошлого, которые в течении всей дальнейшей жизни были эталоном понимания окружающего мира.
На втором курсе началось знакомство со скульптурой. К сожалению, а может быть и к счастью преподаватели были чрезвычайно слабыми и не могли влиять на творческий процесс. Первый мой успех пришел тогда же. Был отбор работ на всесоюзную выставку . Из Москвы приехала комиссия. Сняли все этикетки  и  провели смотр. Из многих сотен работ выбрали семь. В состав их попал и мой ковш из дерева. Некоторые «заслуженные» и профессора живописи, которых не взяли, тут же меня тихо возненавидели. Жизнь в творчестве - это борьба, это война, и надо крепко стоять на своем. Потом было много других выставок и было все трудней и трудней потому - что в  выставкомах сидели те непризнанные и как могли мешали.
     После окончания института я уехал на  родину, в Южный, хотя у меня был прекрасный диплом и мне предлагали преподавать в художественных заведениях разных городов. Но уже тогда мне хватило мудрости этими лестными предложениями не воспользоваться. Мое мнение - жить подальше от большого количества художников, чтобы даже спонтанно не попадать под их влияние. А здесь была природа - запах полыни, ночное небо, реки. Все что нужно для философского размышления ,не замутненного глупыми амбициозными спорами. Живя здесь мне ничто не мешало много выставляться.. Особенно люблю персональные выставки, каждый год до трех выставок. У меня всегда хватает на большой зал скульптуры и живописи. Это помогает более цельно рассказывать о том, чем хочу поделиться со зрителем. Выставки в основном проходят в Ростове на Дону, Таганроге, Волгодонске. Отдельные работы выставляются по городам России. Недавно принял участие в международной выставке на  Кузнецком мосту - конкурс современного искусства «RUSSIAN  ART  WEEK» в  Москве. В номинации  круглая скульптура занял  первое и второе места. Живу рядом с городом Волгодонском, где находится  АЭС, куда приезжают иностранные делегации. Поэтому мои работы находятся и в Австрии, Германии, США, Австралии.
     Много езжу по миру. Особенно люблю страны  Европы - Францию, Бельгию, Германию, Люксембург. Польшу, Италию. Здесь культура расцвела до очень высоких пределов. Знакомство с ведущими музеями мира помогает глубже узнать тенденции современного взгляда на искусство. Увидеть, чего достигли там, и сравнить с собой. В некотором  смысле у нас  возможностей больше, ибо российская ментальность позволяет интересней интерпретировать происходящее в  мире. Чувственность наших людей тоньше и внутренний мир богаче, как в красках, так и в формах. Нам у них есть чему поучиться, но и мы не лыком шиты. Например наша иконопись далеко позади оставила их культуру живописи. Икона  уже изначально работала с подсознанием, что является знаком  будущей живописи человечества. Как-то был в Великом Новгороде на этюдах и познакомился с будущим  патриархом  Всея  Руси  Алексием. В длительных беседах(а это был умнейший человек) мы постоянно приходили к выводу, что наше искусство имеет более глубокие и крепкие корни, чем на  Западе, и поэтому расцвет его неизбежен.
    
              Теперь хотелось бы рассказать собственно о своей скульптуре.

     История  скульптуры насчитывает сотни тысяч лет. Даже в неолите мы видим  совершенные изваяния людей и животных. Материалы, что в древней, что в современной скульптуре мало чем отличаются. Глина, камень, дерево-это материалы несущие отпечаток времени, его тепло и  информацию. Длительное занятие философией и психологией привело меня к решению, что главный материал из     всех дерево. Оно живое, подвижное, оно ближе всех в своем развитии к человеку. Трепетное отношение к материалу есть главное в работе. Особенно это касается дерева. Во первых я стремлюсь выбирать максимально твердые породы. Ибо, чем тверже порода, тем труднее она в обработке. Поэтому работы получаются философскими - есть время на размышление. Никогда не пользуюсь светлыми породами, потому, что считаю, что тонировать дерево- кощунство. Естественный цвет поет, играет, несет тепло. Дерево хочется гладить, ласкать. Любая тонировка вызывает чувство искусственности, потому- что природа- есть гармония. Мне нравится, как к обработке фактуры подходили древние китайцы. Они поверхность деревянных работ полировали ладонями. Через длительное время скульптура начинала лосниться, ее волокна оживали и начинали играть. Этот прием я использую успешно много лет.
     Наиболее сложная часть работы- это выбор темы. Ибо только наивный человек думает, что это просто. Один умный художник сказал: « Изготовить несложно, а вот иметь багаж для придумывания- архи-сложно.». Необходимо постоянно изучать философию, психологию, литературу. Сюжеты не приходят в пустую голову. Человек должен быть готовым воспринимать сигналы из подсознания, ибо только информация тонкого мира имеет ценность. Человечество ошибочно полагает, что виденного вокруг достаточно для рождения сюжетов. Это заблуждение приводит к тому что темы становятся мелкими и низкопробными. Казалось бы, что все уже сказано и сделано. Но достаточно окунуться в мир подсознания и там - все новое, и информация бесконечна.
     Как-то, гуляя по Лувру, я поймал себя на мысли, что тысячи скульптур есть не что иное как копирование виденного. Только из всего этого множества выделялись работы Микеланджело своей неординарностью. Они и вызвали интерес. Тысячи мертвых, маловыразительных голов есть лишь история и не более. Но времена изменились. Пришли такие гранды ваяния, как Брынкуш, Цадкин и Манцу. Резко изменился подход к созданию скульптуры. Это философское осмысление темы и формы дало перспективный толчок в развитии. Эти люди были в какой-то степени моими духовными отцами. Хотя я никогда не хотел быть похожим на них. Каждый должен быть индивидуален.
     Композиция "Адам и Ева" была одной из ранних моих работ. Материалом послужил лох серебристый. Но не стволовая часть, а нарост- кап с сосочками. Очень редкая и дорогая древесина состоящая из спящих почек, напоминающая по структуре сахарный клен или птичий глаз. Эта древесина на международных аукционах оценивается на вес серебра. Из подобных капов изготавливают драгоценную мебель. Я как-то  был на острове Капри в Италии, где видел подобное производство. Крышки столов, бюро набирались из ценных пород, и когда я говорил с их мастерами о капах, они только цокали языками и считали что это слишком редкий и дорогой материал. Сюжетом « Адам и Ева» являлись библейские писания о первородности отношений мужчины и женщины. Первый грех, первые их переживаАдам и Евания, носят монументальный характер. Формы диктуются значением случившегося. И любовь, и страх, и любопытство- а что там за гранью. Эскизы для работы  носили  набросочный характер, ибо мое мнение, что эскиз и модель, если они изготавливаются, недолжны быть законченными. При работе с деревом постоянно происходят изменения, потому что ткань древесины непредсказуема. А если мастер начинает переносить на работу все с модели, то исчезнет прелесть и глубина материала. Посему я стараюсь модели не делать, тогда открываются больше возможности. Дерево очень сильно отличается от других материалов. Во-первых необходимо стараться изготавливать работу из одного монолита и подбирать такой цвет, чтобы не надо было тонировать, ибо тонировка чужеродна. Природный цвет незаменим, он органичен.
     Работа над композицией велась в основном стамесками. Отсечение лишнего - основной принцип в скульптуре. Техническая трудность работы с капом заключается в том, что глазки почек находятся в беспорядочном положении и всегда есть шанс сколоть. Поэтому приходится всегда быть внимательным. Можно месяц работать, а одним ударом все испортить. Еще важная составляющая обработки- это стамески. Металл должен легко затачиваться и тяжело затупляться. Для каждого вида древесины необходим свой угол заточки. Важно чтобы плоскость соприкосновения жала стамески и дерева была мала, и посему традиционные методы заточки не годятся. Потому что там работает вся плоскость жала, а это увеличивает сопротивление, и падает качество обработки.
     Следующим этапом после резьбы- идет обработка наждачными материалами. Это и различные шарошки, и листы наждачки  с различным сечением абразива. Когда абразив перестает оставлять царапины на поверхности, необходимо переходить к полировке. Первая полировка производится куриной косточкой вываренной в воде. Она прекрасно задавливает все  мелкие волокна и дает глянец. Дальше наносятся слои ганозиса(воска отбеленного на лунном свете с введением  различных природных смол). Таких слоев обычно бывает 3-4, этого достаточно  для пропитки 2-3 мм древесины. Появляется прозрачность и четкость восприятия волокна. Конечная стадия полировки происходит льняными тканями, ибо только лен дает характерный блеск поверхности.  .
     Осмысление происходящего в природе, в обществе, в формациях вызвало желание это обобщить и перевести в образы. Пришла фундаментальная тема «Человечество». Вся работа над композицией велась год, почти каждый день. Увидеть в стволе всю работу с движением волокон и форм, представить конечный результат - это и радость и тяжелый труд. Эволюция человечества проходила по-разному. Одни формации подставляли потомкам свои плечи и знания, другие истребляли друг друга, отталкивали, шагали по головам, каждый как мог. Но все-таки развитие продолжалось, и надеюсь ,будет продолжаться.
Материалом послужил лох серебристый. Стволу было уже 150 лет, работа была вырублена из ветви этого массива. Предварительно был нанесен  на поверхности рисунок, сообразно картине волокон. Затем была проведена контрольная просечка фона, ибо дерево всегда с сюрпризами. Например в этой работе глубоко внутри была найдена пуля, но необыкновенная, а очень старинная, со странной конусностью и невероятным для ружья калибром  - диаметр 3 см. Ствол был добыт в старинном дворянском саду Верхоломовых. Но более странное событие произошло через месяц. Мне в этом саду попался патрон - такой же необыкновенный с огромным капсулем. Вообще в дереве часто попадаются пули разных времен. Они тоже носители информации. Когда начинаешь погружаться в ствол, попадаешь в другое время, и это очень интересно.
     После проработки фона началась детализация фигур, ибо, когда они отслоятся от массива, то сними работать будет сложно. Когда фигуры приняли очертания и формы стали ясны, началась интенсивная выемка сердцевины. Сложность была и в том, что фигуры были тонкими и хрупкими. Затем началась обработка внутренней стороны фигур. Когда черновая резьба была готова, была намечена графема архитектоники движения фигур - началась более тонкая обработка деталей. Каждая грань несет свое действие, свою информацию. И очень важно чтобы не было дисгармонии в этом движении. Если это возможно, я стараюсь оставлять части скульптуры чисто природными, со своими изъянами, трещинами, спилами. Это характерно для дерева, это знак и признак его, чтобы работы не походили на пластмассовые. После обработки шарошками, наждачными шкурками здесь был тоже применен в полировке древне - китайский метод. Где-то  6-7 слоев кожи ладоней остались в этой скульптуре. Последний слой полировки был пропитан ганозисом  и натерт льняной тканью.
     Работа  «Птица жизни» была вырублена из вяза, тоже очень твердого материала. Идейным толчком была систенция единства человека и природы: « Если человек и природа будут жить в гармонии, то Птица Жизни будет лететь вечно». Форма скульптуры стремится к форме яйца, ибо в подсознании людей яйцо- символ начала и бесконечности жизни. Волокна древесины струятся по поверхности и создают ритмы. От разновидности движения волокон человек начинает дышать определенным образом. Это создает в подсознании предпосылки для восприятия задуманного состояния. Обработка скульптуры велась вышеназванными способами, с небольшими поправками на материал. У древесины вяза по-другому расположены слои и межслойное пространство- это диктует особенный подход к резьбе.
     Работа «Поцелуй» для меня было откровением. Во все времена эта тема была важной в отношениях мужчины и женщины. Многие скульпторы обращались к этой теме. Каждый по-своему старался вызвать интимную привлекательность. В своей скульптуре я воспользовался концепцией взаимопроникновения фигур. Любовь- это когда возлюбленные становятся частью друг друга. Ее рука превращается в его голову, то есть  она наполняет его мыслями и чувствами. Другая ее рука переходит в его руку, которой он ее ласкает. Чем больше женщина дарит себя мужчине, тем она сама счастливее. У древесины вяза особенная теплота и цвет, она позволяет шире использовать архитектонику состояния. Монументальность материала очевидна. Необходимо завершающую стадию обработки провести льняными тканями, ибо другие не дают такой фактуры- лоснящегося блеска. Игра света и фактуры являются важными для сенсорного восприятия работы. Тема музыки в скульптуре меня всегда интересовала. В них есть что-то общее. И музыка работает с подсознанием восприятия и скульптура тоже. Мною была создана серия музыкантов. Главная концепция этих работ была такова : музыкант и его инструмент  - неотделимое целое. Они органичны только вместе. Нет ничего вокруг - есть музыка и исполнитель. Монументальность этой философской систэнции  диктует соответственно и монументальность форм. Первая из работ была «Чюрленис». Материалом являлся лох серебристый. У композитора Чюрлениса есть произведение «Волна». Настраиваясь на работу , я слушал эту музыку. Она является яркой полифонией природы. Звуки захлестывают автора играющего на фортепиано. Он играет не на инструменте, а на самой природе, он сам музыка. Работа велась без модели, только по эскизам. Потоки волокон втекают в волну, захлестывают. Чюрленис - сам волна, это подчеркивается пластикой и движением структуры.
     Я уже около 30 лет занимаюсь гипнозом и экстросенсорикой. И для меня этот процесс носит особенный характер. Насыщение работ энергией делает их самих источниками излучение пазетива. Где бы я ни выставлялся, всегда около работ стоят люди и гладят  поверхность древесины, получая наслаждение. Сенсорное восприятие, тактильное ее сопровождение мне всегда приносит радость. Ибо скульптура создается все-таки для зрителя.  Влияние энергетики на подсознание - давно известный факт. Мне всегда импонировала лаконичность форм, ибо красота в простоте. Но кажущаяся простота - это и есть самое сложное в искусстве. Оставить только то, что необходимо, и им выразить главное.